Amazon выведет на рынок гаджеты для «умного» дома

«Умный дом» за последние 10-15 лет успел превратиться из концепции во вполне осязаемый рынок. Мировой рынок ПО, устройств, материалов и технологий для «умного дома» сегодня превышает $70 млрд. Куда движется основной тренд в этой сфере и каковы шансы российских разработчиков занять долю этого рынка?

Идея автоматизированного дома, который будет заботливо подогревать пол, варить кофе к пробуждению владельца и вообще возьмет на себя всю домашнюю рутину, будоражила умы инженеров и домохозяек на протяжении всего XX века. Еще в 1893 году американский журнал Answers делился мечтами о доме будущего, в котором плита включается по нажатию кнопки в спинке кровати, а двери и окна работают с помощью автоматических электроприводов. В 1959 году на Американской национальной выставке в Москве была представлена «Чудо-кухня», дизайнеры которой обещали, что через несколько лет вся домашняя работа будет выполняться домашними машинами-роботами по голосовой команде или взмаху руки.

Полвека спустя можно констатировать: нужные технологии появились, однако доступ к ним миллиарды домовладельцев до сих пор не получили. По данным исследовательской компании Forrester, только 6% домохозяйств в США имеют умные устройства, в том числе подключенную к интернету бытовую технику, системы наблюдения, датчики и сенсоры, экономящие электроэнергию, и т. д. В России эта цифра, по оценкам экспертов, не выше 0,1%. В 2015 году объем продуктов и услуг для умного дома достиг $60 млрд — неплохо для развивающегося рынка, но капля в море по сравнению с продажами обыкновенных, не подключаемых к интернету устройств для домохозяйств (один лишь рынок бытовой техники для кухни в 2015 году достиг $212 млрд, согласно Euromonitor).

Консалтинговое агентство PWC утверждает, что проблема «в головах»: большинство домовладельцев привыкли к традиционному укладу жизни и уровню комфорта и не хотят его менять. По результатам опроса, который компания провела в Великобритании, 72% населения не планирует тратить деньги на умные устройства и технологии для дома в течение ближайших пяти лет и не верит, что интернет станет неотъемлемой частью не только их смартфонов и ноутбуков, но и бытовых устройств.

Останавливает их еще и то, что умная техника для дома пока слишком дорога. Один из холодильников Samsung, который автоматически следит за сроком годности всех помещаемых в него продуктов и составляет список покупок для похода в магазин, стоит около $5 тыс. Вдобавок крупную бытовую технику люди заменяют в принципе нечасто, эксплуатируя ее не менее семи–десяти лет. В итоге сверхсовременные устройства проникают на рынок долго и могут рассчитывать лишь на небольшую его нишу — зачастую устаревая раньше, чем окупают затраты на разработку.